Персонажи-изгои, те, над кем издеваются одноклассники/окружающие - всегда трудная тематика для меня. В том смысле, что жалеть, сочувствовать, говорить, мол, обидчики получили по заслугам, никогда не получается. Кто виноват, что человека мучают? Сам человек. Дал бы отпор, возмутился бы, не прогнулся бы под других - всё было бы хорошо.
Я слишком разделяю позицию Чехова, что спасение утопающих - дело рук самих утопающих. И поэтому к Кэрри у меня... неоднозначные эмоции. Я не могу определиться, жалеть ли её, сочувствовать ли ей до конца.
С одной стороны - да, девочка могла бы стать другим человеком. У родителей, которые мучают своих детей, часто вырастают дети, поступающие во всём наперекор, не поддающиеся тирании. Пожалуй, Кэрри могла бы построить свою жизнь, свои отношения со сверстниками иначе. И не убивать десятки людей за глупую шуточку.
Однако... я думаю, думаю и понимаю - нет, Кэрри не могла. Не умела. Была не способна поступить по-другому, стать другой. В жизни Кэриетты Уайт не было образца, примера, как жить иначе, ей не за кем было идти, не с кем общаться по душам... Мать сломала её. С самого рождения сломала свою дочь изнутри, внушая, что она - грязь, дрянь, создание дьявола, твердя про Бога, про Бога, про Бога...
А ещё одноклассники. Глупые, жестокие дети, которым посмеяться, поиздеваться, а мозгами думать не хотят, не умеют. Меня всегда безмерно удивляло, сколько эгоизма может быть в детях, как бесчеловечно они способны поступать. Нет, разумеется, за шутки, пусть и жестокие, они не заслуживают смерти. Они, наверное, в самом деле не сознавали, какие последствия могут быть у их поступков.
Кэрри перегнула палку. Но, доведённая матерью, одноклассниками, миром, она... просто обезумела. Потеряла рассудок. И, учитывая её телекинетические способности, другого выхода у Кэрри не было.
Несмотря ни на что, эту девочку правда, по-настоящему жалко. И хочется выть, на стены бросаться от такой дикой, страшной несправедливости. Я пожелала бы Кэрри другой жизни. Шанса начать всё заново, прожить по-другому, стать нормальным, счастливым человеком.
Это страшная книга. Не так, как "Оно", к примеру, - а беспощадным, отвратительным реализмом. В каждой (почти) школе, в каждом коллективе есть люди-изгои. И каждый такой козёл отпущения мечтает убить, растерзать в клочья своих обидчиков. Правильно ли сделал Стивен Кинг, что отплатил жестоким людям таким радикальным способом? Не знаю. Его книга тем и страшна, что, помимо виновных, погибли хорошие, добрые люди, не причинявшие зла, хотевшие, быть может, помочь Кэриетте. Городок Чемберлен действительно умер. И такого потрясения ему не забыть никогда.
Я начинаю любить Стивена Кинга, потому что... нет, не за то, что его книги способны испугать, не за хоррор. За реализм. За настоящих, живых людей, за правдивые образы. А ещё за форму, за оформление повествования, за удивительный слог и стиль, непохожий на кого-то другого. Буду читать ещё.