"Три мушкетёра", Александр Дюма
Как-то быстро, легко прочитались "Три мушкетёра". Перечитались. Я, помню, в далёком легкомысленном детстве брала эту книгу, а о чём, кроме алмазных подвесков, - в памяти не сохранилось. Поэтому, перечитывая в сознательном возрасте, могу считать, что в первый раз.
Мне смутно, всё-таки, кажется, я раньше относилась к героям романа по-другому. Взять мушкетёров. Восхищение было, конечно, полная поддержка во всём, исключительно положительные персонажи. Теперь... теперь я вижу, например, очень неприятные шероховатости в характерах мушкетёров. Портос - герой-любовник и альфонс, бесстыдно тянет деньги из замужней подруги. Атос - страдающий странным приступом безумия, в ходе которого уничтожил все запасы продовольствия чужой забегаловки. Арамис - то в священники, то в мушкетёры, в зависимости от финансов и ссор-мир со своей любимой. Д'Артаньян - влюбился в другую женщину, хотя его возлюбленная похищена.
Да, по детству, а ещё по фильму, мушкетёры запомнились мне более... идеальными. И по началу недостатки главных героев сбивали с толку. Но потом я думала, думала и понимала, что... так нужно. Так правильно, так нужно и так лучше всего. Идеальными люди не бывают. Даже благородные рыцари-мушкетёры. У каждого человека - свои пагубные увлечения, слабости, каждый способен потерять голову, пойти на безумный поступок... Александр Дюма сделал своих персонажей живыми. А потому они воспринимаются не картинками из книги, а настоящими, реальными людьми.
Храбрость. Храбрость, отвага, честь и умение рваться в любые приключения, в любые опасные задания. Атоса, Портоса, Арамиса и Д'Артаньяна нельзя не любить. Ими нельзя не проникнуться. Они... настолько прямо, смело идут к цели, что забываешь обо всём остальном.
Дружба. Один за всех и все за одного. Если я правильно помню, в фильме это просматривается намного полней. И видишь, чувствуешь, что они, эти четверо человек, - одно единое существо. Для меня фильм наложился на книгу, дополнил её, и вот - я вижу дружбу, ту самую, так восхищавшую меня с детства. Один за всех и все за одного. В самом деле - любой ли человек ради друзей пойдёт на всё? На любую, даже странно-сумасшедшую авантюру, без объяснений, без перспектив? Очень крепко нужно быть привязанными друг к другу, чтобы поступить так.
По началу, признаюсь, мне было трудно пробираться через обилие исторических сведений и размашистый, объёмный язык. Но позже... привыкла. Втянулась. И такой язык, такой стиль, всё-таки, имеет неподражаемое очарование, от него, когда привыкнешь, нет сил оторваться. Франция. Короли, королевы, герцоги. Балы, приёмы, танцы. Дуэли, мушкетёры, шпаги. Мне не могло не понравиться - одна из самых, самых любимых моих эпох.
Но, как бы сильно я не уважала Д'Артаньяна и мушкетёров... Образ миледи - гораздо более любопытный.
Да, я скажу прямо - она заслужила смерти. И кто знает, сколько бы ещё натворила бед, причинила несчастий, если б мушкетёры не остановили её. Возможно, миледи стоит пожалеть, судьба - трудная, тяжёлая, в самом деле. Но оправданий для этой женщины нет. Ничто не может заслонить и искупить то, что она делала с другими людьми.
Однако женские образы - большая проблема. Я крайне редко встречаю достойных, интересных женских персонажей, и вот миледи - один из самых... самых образцов. Сильная. По-настоящему сильная. Смелая. Бесстрашная. А её искусное владение собой, голосом, мимикой, умение увидеть каждого человека до мелочи, найти подход к каждому? Миледи - многогранна. Миледи - поразительна. Да, она использует свои таланты во зло... пускай. Я не могу не восхищаться, не отдавать должное этой женщине. Тигрица. Не нуждается в защите мужчин, как слабые глупышки-дурочки, сама способна пробить себе дорогу в жизни. Уважение и восхищение. И страх немного - пугает миледи, правда, пугает.