Уильям Стэнли Миллиган — один из наиболее известных людей с диагнозом «множественная личность» в истории психиатрии.
Я прочитала книгу, которую сложно назвать книгой в привычном понимании. Не выдумка, не созданные автором персонажи. Живой человек. Настоящая, реальная история.
Мне было трудно поверить, что я читаю не фантастику. Правда. И стоит остановиться один раз, вдуматься... страшно. Приходит понимание - этот феномен, эта "множественная личность" существует в самом деле. Билли Миллиган существует. А люди, разные люди, двадцать четыре человека с именем, характером и судьбой, есть, да, есть в его голове.
Я, читая, упорно рисовала себе некое помещение, комнату, вроде сцены, погружённое во тьму. В центре - пятно света прожектора. Вокруг - кровати, предметы, люди. Они спят, они сидят вокруг пятна, думают о чём-то. В пятне - один человек.
И, если представить, что такая комната - внутри сознания одного, одного, человека... Я не могу. Я не способна вообразить себе, как это происходит, как личности общаются друг с другом, что они делают, когда не стоят на пятне. Правда, наше сознание - тайна, в которой чего только не может быть.
Захватывающе и страшно - следить, как разные личности живут телом Билли. Как он говорит, ведёт себя то так, то по-другому. Как они резко, порой без контроля, сменяют одна другую. Как проявляется их характер, в каких ситуациях на пятно выходит та или другая. Как они соотносятся друг с другом, как вообще функционирует этот мир, именно мир, в голове одного ядра-человека.
По этой книге... нет , по истории жизни Билли Миллигана, можно исследовать психику человека. Заглянуть в самые странные, непонятные уголки человеческой души. А сама причина, почему сознание Билли разбилось, почему возникли другие личности...
Чтобы не слышать криков. Чтобы не быть одному. Чтобы сбежать от опасности. Чтобы найти выход из тупика. В момент, когда Билли не знал, что делать, в нём появлялась новая личность. И нет слов, я не могу передать, как жалко мне этого человека. Сама бы, своими руками, убивала людей вроде Челмера Миллигана.
Я могла бы представить две личности, как, знаю, в истории с доктором Джекилом и мистером Хайдом. Три, пять, десять. Но двадцать четыре... двадцать четыре разных человека в одном... Именно люди, правда, не личности. В каждом - свои черты характера, предпочтения, таланты, способности. Каждый как-то относится к другим членам "семьи" и к людям вне Билли.
У Германа Гессе в "Степном волке" была теория - внутри человека не один, не два, а много разных людей. У Билли Миллигана это - в самом прямом, крайнем смысле слова. Я думаю, множественные личности - у каждого из нас. Но в Билли они, как бы сказать... чересчур обособились. Разделились. И, взяв по основному качеству/умению, стали вот так, двадцатью четырьмя разными людьми, делящими одно тело. При слиянии, при Билли-целом должно стать, как у Гессе. Разные типы поведения, разные характеры, разные навыки - в одном человеке и, в зависимости от ситуации, он будет их проявлять.
На самом деле, нет ничего опасного, страшного в множественной личности. Если б только можно было держать контроль над всеми. Если б они не крали время друг у друга.
Психиатрическая клиника. Конечно, если кто-то не похож на других, - давайте, сунем его за стены психиатрической клиники. И нашпигуем лекарствами. И будем издеваться. И убьём, в конце концов, в нём всякое человеческое.
В такие моменты начинаешь ненавидеть людей. Не всех. Не людей. Эту черту в них, мерзкую, отвратительную установку - изолировать кого-то другого, отличного от массы. Обвинить во всём. Не разбираться, не пытаться понять - просто подальше, в клинику, только не мешал бы.
Трясло на эпизодах, где из ситуации Билли Миллигана сделали газетную сенсацию. Где, после долгого лечения, всё испоганили снова, снова расщепили. Где хотели сломать Билли.
Но он не сломался. И я верю, я надеюсь, что у него всё, всё будет хорошо. Пусть он грабил, пусть совершал преступления - но больше, чем многие добропорядочные граждане, заслуживает счастья.
Хм, хотела здесь использовать много умных, сложных слов, терминов, разложить по полочкам сумбур, но... Я хочу исследовать вопрос о множественной личности ещё. И разобраться, и узнать о других случаях, и, знаете, это самое невероятное явление, что встречалось когда-нибудь мне.