Мне сказали, что после "Чисел" я буду плеваться. Но, на удивление, всё оказалось не таких страшных масштабов.
Я не плевалась. И противно мне не было. Главное чувство - стойко недоумение.
Что это было? Зачем? Почему так, а не иначе? Где логика?
Аннотация обещала хорошую, необычную книгу. А к моему экземпляру была ещё приложена бумажка, где сказано, что, мол, "Числа" - не модный роман о девочках-подружках, в нём затрагиваются вопросы жизни и смерти, поиска себя...
Наверное, мне потому и показалась эта вещь в чём-то привлекательной. Я люблю тему подростков на фоне взрослого мира. Люблю истории про людей, которые ищут себя, поборов страхи, мысли и характер. Это интересно. Там много можно развернуть.
Впрочем, если брать "Числа", здесь оно - булавочная головка. Чуть-чуть - да, над чем-то можно и подумать, умные мысли два-три раза встретились, размышление здравые... Но большая часть книги - неадекват, бред и тихий ужас без обоснуя.
Джем - на редкость странное создание. Именно тот тип героев, от которого бежать и бежать без оглядки. Терпеть не могу таких. Пятнадцать лет - и уже думает, будто ей всё известно о мире. Хамка. Не знает, чего хочет от жизни. Болтается туда-сюда без толку, ноет, какая она несчастная, брошенная и всеми преданная, даже не пытаясь найти себя, найти выход. Несёт ерунду про несправедливость системы, хотя все к ней справедливы и хотят ей только лучшего. Портит жизнь себе и другим - учителям, опекунам. Плюёт свысока на чувства окружающих. Честно - мне до боли жалко Карен и всех, кому эту девочку вручали прежде.
Изначально образ Джем строится на том, что она - трудный подросток. Замкнутая. Необщительная. Людям не доверяет, никого не подпускает себе. Ну, три страницы книжки так и есть. А дальше, слово за слово, и мы видим - она завела друга, она переспала с ним в коровнике. ГДЕ логика? Где вопросы, сомнения, барьеры, которые должны быть у человека с характером Джем?
Секс - не самое страшное. Его мало, и для меня как-то боком прошёл, не противно. Страшное - отсутствие чувств. Вообще. Полностью. Видимо, чисто теоретически автор считает - Джем любит Жука. Ну, я согласна, что он любит её - хоть чувства, забота есть. Но эта девочка... Она катастрофически, фатально замкнута на себе. Своих мыслях. Своих переживаниях. Своём, выдуманном, одиночестве. Джем настолько эгоистка, что я не верю в её способность испытывать любовь.
Сюжет, наравне с героиней, творил странные, нелогичные рефлексии. Скачками. Вдруг, без причины и толкового объяснения. Зачем, к примеру, героям было нужно куда-то бежать? На побеге строится сюжет, и мы, наверное, должны сочувствовать - бедные, обиженные и оскорблённые подростки бегут от мира взрослых, где никто не понимает их... А фигушки. Понимают. Помогают. Толкуют правильные, умные вещи. Но куда там - детишки решили, что в школу они ходить больше не хотят, и пустились в бега по полям-лугам-коровникам.
Запахи. Зачем автор так акцентирует внимание на запахах? Да, мы поняли с первого раза, что от Жука воняет. Не стоит писать об этом в каждой строчке каждой главы. А вообще, я понимаю, чего хотела добиться этим Рейчел Уорд. Атмосферу создать. Грязную, запущенную, беспросветную. Мол, и мир вокруг героев, и жизнь героев - пуста и бессмысленна.
Спасибо. Цель достигнута. Только вот... ни разу мне не жаль главную героиню. Я пожалела многих - Карен, жену настоятеля церкви, Жука, мальчика Адама - но только не дурочку Джем. Она сама портит себе жизнь. Она сама - причина всех бед.
К слову, даже не запахи, не общая гадость жизни меня оттолкнули здесь. Сленг. Этот мерзкий, через слово сленг - "чел", "блин", "дерьмо" и, господи, неужели автор думает, что все подростки общаются именно так? От одного языка мне хотелось книгу закрыть и спрятать подальше на полку.
Идея с числами - хороша. Такая смесь "Тетради смерти" и "Пункта назначения" в книжном формате. Но, честное слово, - даже в "Пункте" она была раскрыта больше, даже там герои больше задумывались об этом.
Джем не беспокоит, что люди кругом умирают. Что кто-то сейчас счастлив - а завтра умрёт. Нет, что вы, девочка плачется, что лично ЕЙ числа напоминают о собственной смерти, лично ОНА страдает, лично ДЛЯ НЕЁ числа - проклятие... Джем и пальцем не шевелит, чтоб помочь кому-то. Не делает попытки облегчить муки других людей. Господи, да с такой способностью горы сворачивать можно! Но Джем замкнута на себе любимой, и о чём речь вообще.
Собственно, да, я понимаю, человеку с числами трудно. Да, тема серьёзная. Но... где смысл? К чему нас вели книгой "Время бежать"? Что высокого и важного мы обязаны понять после неё?
А ничего. Книга-пустышка. Смысла нет, идеи нет. И только концовка меня немножко, самую малость, удивила и заинтересовала. Хороший ход - всё здорово, а вдруг бац, и снова ужасно. Как в "Пунктах назначения". Неплохо. Я оценила.