В газете я прочла статью о фильме "Голодные игры". Там говорилось, что сюжет - не новый, а просто плагиат с таких вещей, как "Королевская битва", "Бегущий человек" и "Премия за риск". Конечно, мне стало любопытно, я скачала и вот, первый рассказ из списка.
Он появился раньше "Битвы", "Игр", раньше "Бегущего человека" Кинга. И очень, для меня, интересно было - узнать, с чего возникла тема игр на выживание, как там, похоже ли на "Голодные игры".
Похоже. Сильно. И состязания тут есть, и выигрыш, и страшная, жестокая идея -люди умирают, а другие, сидя перед экраном телевизора, требуют зрелищ.
Да, здесь - шоу, почти как в "Голодных играх", и даже ведущий, который пафосно, трагично комментирует шаги героя - ну, вылитый Цезарь Фликерман. И есть ещё люди, которые, по желанию, могут помочь участнику выжить - как спонсоры в "Играх".
Но, мне кажется, мир, созданный Робертом Шекли - узкий, замкнутый, гораздо мягче, чем Панем от Сьюзен Коллинз. В "Премии за риск", "Тореадоре", прочих передачах - участие добровольно. Никто Рэдера насильно на шоу не толкал, не вынуждал, это - его, только его собственное решение. На "Голодные игры" детей сгоняли - как животных на убой, без вариантов, без шанса. И там - не просто выжить, в течение семи дней, нужно. Убить врага. Остаться одному.
К тому же, участники передач в этом мире - взрослые люди. Да, неподготовленные, да, любители, - но у них возраст, опыт, сила физическая, в конце концов.
Поэтому, на самом деле, зря "Голодные игры" зовут плагиатом с этого рассказа. Тут, там - миры разные, темы разные, только сама мысль о играх на выживание-шоу объединяет их.
Мир, созданный Сьюзен Коллинз, всё же, глубже затронул меня. Он - более жестокий. Он - широкий, яркий, раскрытый, не ограничен только рамками игр-шоу.
Но рассказ Роберта Шекли - удивительный. В нём, от силы, десяток страниц, - но двумя-тремя детальками, двумя-тремя штрихами автор рисует всё. И мир, и правила мира, и героев, и идею. А язык, опять же, - лёгкий, краткий, но ёмко и остро даёт картинку. Я влюбилась в язык Роберта Шекли. Моя мечта, по правде, - научиться владению словом так.
Концовка - открытая, потому что, по сути, не ясно - выжил/выживет Рэдер, откажется/не откажется от участия в шоу... Но, мне кажется, - мир замкнут. Если Рэдер жив, он поправится - и снова, сам ли, под давлением ли, - будет участвовать в передачах. Снова, снова, снова. Ведь публике - нужно зрелище. Яркое, незабываемое, с человеком вроде Рэдера в главной роли.
Понравилось мне сравнение ещё - Рэдер, как бы, олицетворяет собой народ. Не один человек, не Джим Рэдер сражается на состязаниях. Народ. Простой народ. И, может... для людей эти игры - как протест? Против строя общества, угнетения, ущемления?
Маленький рассказ. Совсем маленький. А я - всё думаю над ним.