Ну, по традиции с предыстории?)
Имя Энн Райс прочно связано с книгами о вампирах. И я начала собирать их, - прочитаю, конечно, тоже. Но случайно в чьём-то отзыве в дайри нашлось название "Плач к небесам". Я увидела аннотацию... И меня потянуло. Очень-очень потянуло. Нет, не потому, что роман гомоэротический х) Просто Италия - любимая страна. XVIII век - любимый век. И тема музыки, оперы, певцов - загадочная и необычная. Правда, как написать о музыке? Это что-то... невесомое. Волшебное. Не для слов.
Я охотилась за "Плачем" довольно долго. В четырёх книжных, где обитаю обычно, рядом с другими книгами Энн Райс его не было. Интернет не помогал. И я отчаялась.
Но потом, опять же случайно, меня принесло в группу в контакте Дома Книги. Это наш магазин, самый известный, в центре. Там была тема - для вопросов насчёт книг. Я спросила про "Плач", меня вежливо отправили в интернет-магазин дома книги. И там - счастье! - нашёлся "Плач". И даже с ценой, с указанием этажа, раздела и полки, где книжку можно найти.
Я на крыльях полетела в магазин и, тщательно следуя указаниям сайта, нашла "Плач к небесам". Конца не было моему восторгу. Вот, я прочитала, и...
Честно? Странная книга. Очень странная. Ведь как я? Всегда считаю, что книга-рассказ-фильм должны быть подчинены одной идее. И ищу эту идею, а если нет её - мне немного уютно) Всё кажется, что чего-то не поняла я, не вычитала, не осознала.
Здесь так же. Я пыталась найти главную мысль до последней страницы. А потом... просто решила, что книга эта - о многом сразу. О любви, мести, музыке.
Она красивая. Она замечательно, невероятно красивая. И, может, дело не только в Италии, праздниках и карнавалах... Язык. Напыщенный, плавный, громкий - иногда, по правде, такой язык читается трудно. Но тут - легко. И затягивает он, не отпуская ни на минуту, ты с головой погружаешься в мир... Не оторваться. Правда. На одном дыхании.
И язык такой - подходит к книге, к эпохе, к атмосфере, донельзя лучше. Он придаёт... особенное очарование, может. Красоту.
Да в "Плаче" всё - красивое. Правда, всё - даже вещи, неприятные по сути, которые мне не нравятся, которые не люблю. Просто всё, до последней строчки. Это... невероятно. Не встречала подобного в книгах.
Италия. Венеция. Любимый, всегда любимый город. Любимая, всегда любимая страна. Я читала о них немного - в серии про Нину, тут... и всё, кажется. Но Италия меня очаровывает. Захватывает, затягивает. Она потрясающе красива, необычна... волшебна, может быть. Эти улицы. Карнавалы, праздники, вода, музыка... Я безумно хочу побывать в этой стране. Она невероятная.
Мнения о книгах Энн Райс - очень разные. Но все согласны, что передать страну, эпоху, атмосферу - она умеет.
Я поддерживаю. Вот руками, ногами, всем поддерживаю. Наверное, прописать Италию лучше, чем в "Плаче", невозможно. Она тут - такая, как я любю, как и должна быть. Чудесная. Яркая. Волшебная. Описания городов, карнавалов, праздников и опер меня захватили. Я читала, затаив дыхание... и рисовала себе картинку. Пыталась рисовать.
В отзыве на LiveLib была фраза очень меткая... что на заднем плане книги всегда играет музыка. Согласна. Полностью согласна. Музыка тут везде. Пение в опере, Тонио на улицах и в театре, сочинения Гвидо... Музыка. Везде музыка. И описана так... Помню рассказ у меня - "Эскиз". Там Артём - музыкант. И была попытка передать словами звуки, мелодию... У Энн Райс получилось. Просто... невероятно получилось.
Я рада, что прочла эту книгу - хоть потому, что проникла в мир оперы, музыки, певцов-кастратов. Кастраты. Мне казалось, читать о таком противно. Ну... противно, и всё тут х) А на деле - интересно. Необычно, увлекательно, ново. Евнухи - они другие люди. И выглядят, и чувствуют по-другому.
Хотя, всё же, до конца мучений Тонио по поводу кастрации мне не понять)
А ещё тут секс. Мнооого секса х) Пожалуй, настолько откровенной книги я в жизни не читала ещё О_о Но знаете... секс - грубое слово. У меня не поворачивается язык назвать то, что было в "Плаче", им.
Хотя да, его там много. И... даже не по любви. Просто, от страсти, от желания. И сексом занимались грубо. Занимались подростки, 15 лет. Я не люблю такое. Я терпеть не могу такое, и, если вижу в книгах-рассказах, - мне гадко. Тем более - секс без любви. Это... может быть, самое мерзкое, отталкивающее для меня.
Но в "Плаче" по-другому. Я, как могла, пыталась выдавить из себя хоть каплю отвращения. Не вышло! Да, удивление было. И мысли в духе - а что происходит вообще, почему, зачем? Но - сейчас мне будет стыдно х) - меня очаровало. Затянуло, увлекло... Ай, ну как, как у Энн Райс выходит и сцены секса, при том беспорядочного, описывать красиво? Чувственно, красиво, даже нежно... О_о
Герои... во всех героях книги что-то есть. Тонио. Он положительный, правильный - на всю голову) И сочувствуешь ему, переживаешь вместе с ним. Хотя да, его мучения насчёт кастрации мне не понять. И не принять секс со многими, жажды мести брату. Я не люблю, когда герой посвящает жизнь мести. Мне всегда жалко таких героев.
Тонио не посвятил мести жизнь, нет. Но мстить он хотел, и эта жажда отравляла его... Конечно, такой, как Тонио, не мог жестоко и равнодушно расправиться с обидчиком. Он не убил бы Карло - если б тот не напал на него.
А вообще Тонио нравится мне тем, что всего себя он посвятил музыке. Я восхищаюсь такими людьми. Они невероятны.
О Карло могу сказать, что он неприятен мне. Не до конца поняла его характер, мотивы, поступки... Но жестокость к Тонио - гадко. Враньё, мол, беспокоится о братике, - гадко. А в конце - чуть жаль его даже. Ведь он запутался, потерялся, - и любил всё-таки Марианну... Наверное, любил.
Гвидо. Гвидо восхищает меня двумя вещами. Потрясающим стремлением к музыке - и любовью к Тонио. "Любовь моя, жизнь моя, голос мой, - шептал он. - Без тебя никакой ветер не наполнит мои паруса. Без тебя не будет ничего". Эти слова меня тронули до глубины души... Это - вся суть отношений Гвидо и Тонио.
Между ними любовь. Живая, настоящая, постепенно возникшая и развивающаяся. Вот до Гвидо у Тонио Доминико. Но они - просто спали вместе, и даже не разговаривали почти. А с Гвидо - чувства, тепло, забота, разговоры... общая страсть к музыке, в конце концов)
Честно - я думала, что любовь в этой книге будет милой, романтичной и тёплой. Секс уже не сильно вписался в это представление) А потом... когда Тонио стал спать с другими, с кардиналом, с Кристиной... Мне хотелось вопить, злиться и глубоко разочаровываться.
Но потом я поняла - а любовь Тонио к Гвидо никуда не делась. Она там ещё, на месте, и не исчезнет никогда. Просто... мм... любовь тела у Тонио с Кристиной. А Гвидо он, может, любит как человека, друга, учителя. Но любит. И Гвидо нужен ему - так же, как сам Тонио нужен Гвидо.
Знаете, я посчитала Тонио озабоченным извращенцем х) Правда) Сначала другие певцы, потом кардинал, Кристина... Но странно. Очень странно - Тонио любит их всех. По-своему, по-разному, - но любит. Я запуталась в любовях Тонио х) Но считать озабоченным извращенцем перестала)
Ну и много же слов про эту книгу, а х) Но она... правда странная. Много непонятных, на мой взгляд лишних моментов. И образы героев ясны не до конца.
А с другой стороны - интересная. Я читала её взахлёб, не глядя на время, просто глотая страницу за страницей. Правда, немного затянута. И ближе к концу скучно, усталость есть.
Но "Плач" можно долго вспоминать потом. Заново пытаться понять, размышлять, думать... Эта книга - ни на раз. И хороша хотя бы этим.
Кто-то ругает "Плач", ругает Энн Райс. А мне она уже нравится) Не знаю, правда, гениальный автор или нет. Но необычный, нестандартный - это точно)