Нет, не смогла. Нет, не может быть. Моё мнение книжка никаким образом не изменила, однако.. она жизненная, тяжёлая и откровенно отвратительно страшная.
Язык и форма повествования - воспоминания мальчишек, влюблённых в сестёр Лисбон, - меня затягивают и восхищают. Но, честно сказать, внимание концентрируется автором на очень странных и незначительных (кажется) мелочах, деталях, странные сравнения, странные чувства этих авторских "мы" к героиням... Они любят. Обожают. Практически одержимы погибшими сёстрами, - откуда настолько исключительная острая привязанность? Почему мальчишкам и в собственных жёнах, и везде представляются сёстры, почему обожательство и замкнутость на этих девушках?
И сестрёнки Лисбон, которым нужно сочувствовать, и сумасшедшая мама, и отец с политикой невмешательства, и влюблённые мальчишки, и соседи - абсолютно каждый персонаж, без исключения, в этой книге производит неприятное отталкивающее впечатление. Мистер Лисбон похож на мертвеца, живущего в параллельной вселенной, который смотрит и ничего не делает, не решает, не хочет решать. Миссис Лисбон - тиранша до мозга костей, отвратительная, тоже полумёртвая женщина, думающая только о... О чём она думает? Что ей нужно, чего она хочет добиться своими спартанскими методами? Тереза, Сесилия, Бонни, Люкс и Мэри - марионетки на ниточках. Сомнамбулы. Они совершенно не производят впечатления живых существ из плоти из крови, со своими особенностями, желаниями, мечтами и хоть чем-то настоящим, не механическим.
Что касается соседей и мальчиков, обожающих сестёр Лисбон... Да-да, они очень сильно любили девушек. Да-да, они наблюдали за ними, сочувствовали, ужасались медленному умиранию дома Лисбонов, прониклись пониманием и сочувствием, знали, как тяжело приходится бедным девочкам... И? Они попробовали сделать хоть что-нибудь, вытащить, встряхнуть, помочь, забрать, защитить, спрятать? Конечно, расследование и попытка докопаться до причин коллективного самоубийства несчастных подростков - это правильно и хорошо, воспоминания, бережное хранение вещиц сестёр в домике на дереве - это трогательно, но где вы были, люди, чем вы занимались, когда девочки заживо сгнивали за стенками семейной тюрьмы? Почему вы собирали в коллекцию письма и просьбы о помощи, дожидались каких-то знаков, вместо того, чтобы пойти и забрать обожаемых сестрёнок из домашнего кошмара?
Я просто не верю, что кого-то из этих людей по-настоящему волновала судьба девушек. Они видели и отчётливо осознавали, что дело движется к катастрофе, - но предпочли дождаться трагического финала.
Атмосфера семейства Лисбонов угнетает. Тюремные стены собственного дома, абсурдные запреты, тотальный контроль... Постоянное давление. Тиски. Удушье. Беспомощность и отчаяние. Да, это страшно и отвратительно, а потому, что слишком жизненная ситуация, страшней вдвойне. Может быть, Тереза, Мэри, Бонни, Сесилия и Люкс действительно не представляли другого выхода из сложившейся ситуации... а был ли он, выход, для них? Они выбрали самый кардинальный и, как им казалось, единственно возможный путь спасения от сумасшедшей мамаши, но... Мне жалко девочек, мне понятно решение покончить с собой, - но поступок сестрёнок Лисбон от этого не становится ни высоким самопожертвованием, ни смелостью, достойной уважения, ни чем-то другим, кроме обычного подросткового бегства от собственных проблем.
Я не была на месте этих запутавшихся девушек, на месте любого человека, совершившего самоубийство. Но эта книга, все истории о детских-взрослых-подростковых суицидах только лишний раз убеждают меня, что такому поступку не может быть оправдания, прощения, и тем более нет оснований называть его храбростью, проявлением силы характера или другими подобными словами. Бегство. Сёстры Лисбон сбежали, потому что не видели - или не хотели попытаться увидеть - другого выхода. А что мешало им действительно убраться из сумасшедшего семейного дома вместе с ребятами, уехать куда-нибудь далеко и начать новую жизнь? Почему они не захотели дождаться совершеннолетия и оставить кошмарное детство далеко позади, учиться, радоваться, любить, дружить? У этих девушек - далеко не самая пугающая и отчаянная история жизни. Я вспоминаю "Реальные истории", Тони Магуайр, Робби Гарнера, несправедливо обиженных и одиноких детей... они смогли. Они выбрались. А сёстры Лисбон предпочли покончить с трудностями раз и навсегда.
Не понимаю, не принимаю. В конце концов, своим коллективным самоубийством девушки никому не помогли и совершенно ничего не изменили.