в Ехо дела не бывают плохи

20:45 

"Гранатовый браслет", Александр Куприн

.rainbow.
carpe diem
Хотелось мне любви, той самой, светлой, настоящей, нерушимой, которую обещал синопсис повести, да и вообще — это же одна из самых лучших историй про любовь в русской литературе! Много слышала о "Гранатовом браслете", но и в школе, и позже он как-то прошёл мимо меня — или, скорее, я прошла мимо него. И хорошо всё-таки, что прошла и выросла с иными представлениями о любви. Но хорошо, что прочла сейчас — во всяком случае, поняла наконец, что мне так сильно не нравится в русской классике, что меня от неё отвращает, особенно если вещь как-то связана с любовью и отношениями. Всё, вот буквально всё, что я терпеть не могу в этих двух темах, сошлось в одной-единственной повести Куприна.
Жила-была женщина, вполне себе счастливо, и хоть не любила своего мужа, но относилась к нему с дружеской теплотой и уважением, а он так же относился к ней. Чувства были когда-то, но давным-давно прошли; впрочем, ей это нисколько не мешает. Имеется, правда, у женщины тайный поклонник — письмами забрасывает, в любви признаётся, да ещё и гранатовый браслет своей прабабушки внезапно подарил. А в письмах, между тем, поклонник сообщает своей любимой, где он видел её, в какое платье она была одета, с кем разговаривала и т.д. и т.п. Женщина от такого преследования не в восторге, конечно, её муж и брат отправляются к назойливому господину, чтобы он поумерил свой пыл и оставил наконец их семью в покое. Господин просьбе внял, написал на прощание душераздирающее письмо (увидел вас на балу и голову потерял, я вас не знаю, но люблю до потери пульса, вы смысл моей жизни, и больше ничего не надо, без вас не могу — умираю) и убил себя. Женщина письмо получила, прочитала и...
И совершенно ни с того ни с сего воспылала сочувствием и едва ли не любовью к этому человеку. Раньше его чувства лишь досаждали ей, вызывали дискомфорт и желание избавиться от ненужного внимания, но после письма... о, сразу появились слёзы и раскаяние — ведь то была любовь, самая чистая и бескорыстная, глубокая и прекрасная, любовь, о которой мечтает каждая женщина. И вот она, любовь, прошла мимо, а ты, дура, сиди теперь и поливай слезами бумагу, ты же не оценила человека и его чувств к тебе, ты прошляпила своё счастье!
Через всю повесть красной нитью проходят размышления автора о любви, вложенные в уста разных персонажей. Где же она, вопрошают герои, та самая любовь, "бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды", любовь, "для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а одна радость"? Где же она? Совершенно свободное от эгоистических стремлений чувство, более того — оторванное от реальности, от низменного быта, любовь, которая становится смыслом всей жизни и поглощает человека без остатка. Мне, честно говоря, страшно даже представить такое, ведь это не любовь, это либо пустые и бессмысленные влечения, не вяжущиеся с реальной жизнью, либо мазохизм: человек непременно должен страдать, превозмогать, мучиться, чтобы любить по-настоящему. Не надо мне такой любви, спасибо, уж как-нибудь без неё обойдусь.
Но даже если прикинуть, что именно такова Истинная Любовь в этом романе (каждому свой, автор имеет право на любые взгляды)... каким же образом она нашла своё отражение в Желткове? Бескорыстное чувство, значит? Зачем же он тогда преследовал Веру, письма ей писал, на платочек, обронённый ею, чуть ли не молился, браслет подарил и даже умереть спокойно не мог, не поиграв с её совестью напоследок? Сидел бы себе со своими чувствами молча, ведь его любимая, во-первых, замужем, а-вторых ясно дала ему понять, что ей такое внимание неприятно и нежелательно.
Желтков не любил Веру, нет. Он был на ней помешан. Он увидел её раз — и тут же "влюбился", да так, что сделал эту незнакомую женщину главным смыслом своей жизни, вообще единственным смыслом. Он ничего не умеет, не делает и не хочет, только Веру любит, и это вроде бы должно вызывать восхищение и уважение, но вызывает лишь недоумение. Взрослый мужик, в конце концов, а жизнь его пуста и бессмысленна, и сам он тоже полая скорлупка, ничего в нём интересного и достойного нет. Конечно, очень легко объявить, что смысл твоей жизни — любовь, если собственных целей и занятий не имеешь и болтаешься в пустоте.
Я просто не понимаю, как можно называть эту повесть эталоном историй о любви, как можно видеть там какие-то настоящие чувства и засорять этими "чувствами" неокрепший мозг школьников. Повесть вредная, бестолковая, и только за волшебный язык Куприна я смогла её оценить на троечку.

@темы: книги

URL
Комментарии
2018-11-10 в 20:52 

_Vilks
Километры бегут, а время стоит... (с)
Полностью согласна с оценкой повести - троечка за красивый язык. Но хорошему это произведение не учит. Любовь - это выбор, решение, стратегия, наконец... Это когда на равных с партнером, то есть - имеется согласие. Не игра и не пресловутые бабочки в животе. И - да: многие русские классики грешат неверными толкованиями любви. То, что они рисуют, еще худо-бедно тянет на юношескую влюбленность. Но горе тому, кто примет подобное - за зрелое чувство.

2018-11-10 в 21:43 

E-Schattenspiel
.rainbow., до сих пор не могу привыкнуть к тому, что на обложках книг теперь пишут аннотации, а то и вовсе отзывы именитых читателей, вводя ложными ожиданиями в заблуждение того, к кому попадают в руки такие книги. Изучение многих произведений в школе же вызывало у меня и тогда двоякие чувства: с одной стороны, дети уже настолько далеки от эпох, к которым принадлежит большая часть изучаемых произведений, что поступки персонажей кажутся им попросту нелепыми; с другой стороны, в попытках разъяснить юным читателям смысл произведений учителя часто уж слишком бескомпромиссно пытаются вложить в их головы единственно верное толкование, чем напрочь убивают у тех интерес к произведениям и к литературе, как предмету, в целом.
Выступлю в качестве защитника. Я думаю, что Вас обманули обложкой и произведение всё-таки не о любви, она служит, в большей степени, в качестве направляющей силы. А в данном случае, скорее, как свежий поток в застоявшемся, подёрнутом тиной озере...

2018-11-11 в 00:14 

.rainbow.
carpe diem
_Vilks, согласна. Удивляет больше всего, что такое помешательство, внезапный порыв выдают именно за зрелое чувство, пример для подражания, то, к чему стремиться нужно, о чём мечтает каждая женщина... Даже гадко стало.

E-Schattenspiel, я вполне способна воспринимать произведения литературы независимо от аннотации/ожиданий/обложки/чужих отзывов.
Повесть эта довольно простая в идейном плане, тут даже не надо заглядывать в глубину, чтобы понять философию автора, она лежит на поверхности — Куприн просто и буквально выражает её словами персонажей, их рассуждениями о любви. Ну а то, что главная тема повести — любовь, вполне ясно, по-моему, и прочитывается легко, что же тут можно не понять или понять превратно?
в качестве направляющей силы
Направляющей куда?)
как свежий поток
Почему так? Если уж пытаться увидеть в этой повести свежую струю, то это будет язык, которым она написана, в самом деле прекрасный, но в содержании, увы, как ни старалась, я не смогла найти ничего хорошего.

URL
2018-11-11 в 00:27 

_Vilks
Километры бегут, а время стоит... (с)
.rainbow., я так понимаю - настоящей любви не нужно обладание. Она может просто всю жизнь храниться в сердце, побуждать делать что-то на благо возлюбленного, не претендуя на его участие и отклик. А отношения строятся с тем, кто сам в это заинтересован. Как спели Флёр - "Ты можешь любить красоту, не прибив гвоздями к стене" (с) Когда школьников учат неправильным поведенческим моделям на примере этой классики - спасает лишь надежда на логику учеников, их способность рассуждать здраво и не слепо верить авторитетному учителю, чтоб самим разобраться, в чем же ошибались герои книг - и не повторить их ошибок.

Кстати, давно почитываю вашу рецензии, а также творчество, и мне все это очень нравятся. Вы не против, если я буду периодически оставлять комментарии?:)

2018-11-11 в 01:07 

E-Schattenspiel
.rainbow., что ж, видимо придётся признать, что моя привычка видеть всюду двойное дно снова мешает мне здраво воспринимать. Или мне всё-таки стоит перечитать произведение :- )

2018-11-12 в 20:52 

DarkLordEsti
И кофе черен, как мысли. Как мрак ночной за окном.(с) Тенхъе
Написано красиво, всё-таки Куприна можно понимать по-разному, но мастерство есть мастерство. Но да, это вещь для взрослых людей, а не для школьников. Во-первых, в повести показана как раз иллюзорность всех этих романтизированных представлений о любви. Кстати, а ведь намек-то подан уже в самом тексте, очень уж говорящая фамилия у мужика - Желтков, от "желтый", а "желтым домом" в ту эпоху называли сумасшедший дом. Так что в авторском тексте о "модели для подражания" речь не идет. А вот горе-методисты, которые вместо того чтобы на литературе учить думать, а не хзы чему - вопрос совсем другой.

2018-11-12 в 21:26 

.rainbow.
carpe diem
_Vilks, я буду только рада комментариям и обсуждениям! :)
в чем же ошибались герои книг - и не повторить их ошибок.
Независимо даже от мнения учителя, я бы в свои школьные годы, если б прочитала такое, точно очаровалась бы и восприняла такую вот "любовь" как настоящую. Во многом классика для неокрепших детских умов вредна - что касается гендерных ролей, отношений и всего такого прочего. Далеко же не все умеют думать своей головой в этом возрасте и не всем попадётся адекватный учитель.

E-Schattenspiel, а что в этой повести увидели вы? :)

DarkLordEsti, не берусь судить, конечно, но я в фамилии героя намёка не увидела, да и маловато одного лишь этого момента будет. Автор, по-моему, вполне ясно через всю повесть проводит свои взгляды на любовь, и Вера у него в конце у разбитого корыта, потому что "великое чувство" Желткова не оценила, не приняла, не разглядела. Эта концовка с несчастной Верой вполне себе вписывается в позицию автора, какой она представляется мне. Не знаю, как преподают этот текст учителя, но я сделала свои выводы, и они очень неутешительны. Ни насмешки, ни указания на неразумность и иллюзорность такой любви, как у Желткова, я не увидела совсем, если честно.

URL
     

главная