в Ехо дела не бывают плохи

20:50 

"Пятый ребёнок", Дорис Лессинг

.rainbow.
carpe diem
Книга о самых безответственных на свете родителях.
Гарриет и Дэвид смотрят на мир не так, как их друзья и знакомые. Им не нужно денег, положения в обществе, карьеры, комфорта, они хотят обычного счастья в кругу семьи, при том семьи большой — не просто мама, папа, я, а много детишек. И ничего, конечно, ужасного нет в таком желании. Только вот, по-первых, слишком уж нарочито показано, мол, Гарриет и Дэвид такие чудесные, славные, обществом непонятые, с хорошими целями и светлыми душами, полными любви. Не то что богатеи всякие, на ценностях материальных зацикленные, вроде отца Дэвида, Джеймса. А во-вторых, одного "хочу" ох как мало, чтобы завести ребёнка, даже одного, что уж говорить о восьмерых, а столько и планировали Гарриет с Дэвидом. Работал в этой семье только Дэвид. По началу — на одной работе, которая едва позволяла их двоих обеспечить, не хватало ни на огромный дом для детей, ни для самих детей. Но ведь у Дэвида есть богатый папа, который готов им помочь — не единожды, а в принципе содержать их своими деньгами, а значит, два, три, пять отпрысков, почему бы и да!
Гарриет и Дэвид — сами дети. Пассивные, наивные, не умеющие (и даже не желающие) смотреть чуть дальше, чем нынешний момент. Младенцы у них зачинаются сами, как-то само собой выходит, ведь они-то, ответственные люди, хотели подождать, встать на ноги, заработать денег... Но таблетки пить нельзя, о презервативах забыли, и вот, пожалуйста, Гарриет беременна. Не аборт же делать? И родился малыш. А потом второй. Третий, четвёртый. Всегда случайно, "ой, мы же хотели подождать", "ой, а как же это получилось?". Семья росла, детей становилось всё больше, а денег на их содержание — не так чтобы очень. Джеймс выплачивал кредит за дом, приносил денежки на праздники и на подгузники с детским питанием; Дэвид работал на нескольких работах сразу; Гарриет рожала и держала при себе неотлучно свою мать Дороти. Даже тогда, когда Гарриет поняла, что уже не справляется, что здоровье стало хуже, а сил стало меньше, когда все родственники просили её и Дэвида остановиться на двух, трёх, четырёх детях... она продолжала рожать.
И вот с каждой страницей симпатия к этим людям, и без того слабая, исчезла, оставив лишь недоумение и вопрос: "Какого чёрта вы творите?". Хотелось как следует встряхнуть их обоих, чтобы думали головой. Взрослые люди, ёлки-моталки, а живут преспокойно на чужие деньги и плодят детишек, потому что... А почему, собственно? Я не увидела особой любви, заботы, какого-то глубокого внутреннего смысла для Гарриет и Дэвида заводить столько детей. Может, он, смысл, и был, но где-то за кадром, а по тексту книжки кажется — они гнались за количеством, чем больше, тем лучше, а "хочу" так и осталось простым "хочу". Ну хотим мы много детей, хотим и рожаем, и будем рожать, и там хоть трава не расти. Им даже ни разу не пришла в голову мысль: а что, если Джеймс разорится или просто откажется и дальше содержать их на свои кровные?
В итоге появление у них странного мальчика по имени Бен я восприняла как проклятие. Наказание и урок — не все дети будут рождаться ангелочками и зайками, судьба может принести вам такое же странное существо, как малышка Эми, которую все в семье слегка снисходительно жалели. И что вы станете делать с этим существом? Его уже не спихнёшь заботам бабушки, тёти, кузена, да и простой любви ему будет недостаточно. Не зря столько места в книге уделено тому, как сильно Гарриет и Дэвид оторваны от реальности, ведь они ведут себя со своим пятым ребёнком, мягко говоря, странно. Вот он, странный мальчик, который ещё в утробе развивался слишком быстро, а после рождения всё время кричит, жутко смотрит, не разговаривает... убивает животных... И ещё тысяча и один признак — с Беном что-то сильно не так. Но, видимо, в картине мира его папы и мамы нет слов "психиатр", "больница", "особенности развития" — они показывали малыша только одному доктору и, когда он сказал, что с Беном всё хорошо, бросили попытки, припечатав философски-горько, мол, ах эти врачи, какие они глупые и бессердечные.
Довольно быстро решив, что Бен безнадёжен, монстр, не человек и сил у них больше нет, они сдали его в какой-то концлагерь на минималках. Жуткое заведение, где маленьких детей держат в лужах рвоты и дерьма.
С этого заведения и начался непонятный, неуместный гротеск; он выглядел хорошо в "Цене нелюбви", романе на ту же тему, но здесь выпирает из всех щелей и не вызывает ни капли веры.
Вся большая и дружная семья (тёти, дяди, бабушки, сёстры, etc) едва ли не сразу разбежались, потому что малыш Бен их пугал. И муж, сволочь такая, на трёх работах вкалывал, чтобы пятерых детей содержать, ведь Джеймс в конце концов перестал давать им деньги. И Дороти перестала помогать, скотина бесчувственная. Гарриет как будто жертва, бедная, одинокая, брошенная всем миром наедине с ребёнком-монстром. Она не вызвала сочувствия. Никто, впрочем, особо не вызвал, только дети, другие дети в этой семье, лишённые родительской любви и заботы из-за Бена. Но в целом всё какое-то... картонное, неживое; не веришь, не проникаешься никем и ничем, в отличие от "Цены нелюбви", где сердце болело чуть не за каждого персонажа.
"Цена нелюбви", кстати, довольно схожа с "Пятым ребёнком", но лучше написана, глубже раскрыта, более осмысленна. И если уж выбирать, какой из этих двух книг давать Нобелевскую премию, я бы выбрала "Цену нелюбви". А вообще... Нобелевская премия, серьёзно? За что? За какие важные темы, языковые находки, интересные мысли? Книжка маленькая, скорее набросок истории, и совсем непонятно, о чём она, с какой целью её написали. Показать, к ему приводит безответственность и детский взгляд на мир, миф о зайках и лужайка? Так вроде бы Гарриет и Дэвид рисуются автором выше, лучше остальных, с их мечтой о детях, о доме, полном любви. Может, показать, как тяжело непохожему на других человеку — ребёнку — среди чужаков? Тоже прописано так себе, но больше похоже на правду: Бен либо в переносном, либо в прямом смысле не человек, он не понимает людей, не умеет быть, как они, только подражать им; он безумно одинок и потерян в этом мире, для этого мира у него есть только гнев и насилие. Судя по тому, что я прочла о продолжении, "Бен среди людей", — да, книга именно об этом. Но очень уж как-то неумело, мало, мутно, чтобы проникнуться и со-пережить.

@темы: книги

URL
Комментарии
2018-08-04 в 11:13 

doberants
I’m too busy trying not to be in love with someone who isn’t real.(c)
Я когда читала, тоже вспоминала про "Цену нелюбви". И вторую часть про Бена читать не хочу от слова совсем... Непонятно зачем все это написано, непонятно отношение автора к героям, почему они все такие... Никакие? Именно, что все написано очень неумело и как-то странно.

2018-08-05 в 00:16 

.rainbow.
carpe diem
doberants, вот именно - странно. Не поймёшь, зачем, с какими мыслями и целью, да хотя бы просто - что думает автор о своих героях, как относится к ним, какие мысли через них проводит. Можно было сделать неплохую историю на этой основе, но автор не сделала... и всё-таки получила столь серьёзную премию. Непонятно мне.

URL
2018-08-05 в 08:49 

doberants
I’m too busy trying not to be in love with someone who isn’t real.(c)
.rainbow., я сейчас дочитала книгу одну и тоже недоумеваю, за что дали премию....

     

главная