в Ехо дела не бывают плохи

  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
00:56 

"Лекции по русской литературе", Владимир Набоков

carpe diem
Решила-таки писать отзывы и на нехудожественную литературу - читаю часто, а мыслями и впечатлениями делюсь крайне редко.

Набоков не любит Достоевского. Зато очень любит Толстого и восхищается Гоголем. И это, вопреки всему, что говорят многие недовольные "необъективной критикой", чертовски ЗДОРОВО. Сухая, безэмоциональная лекция о литературе, чисто научный-фактический разбор, анализ, школьные "завязка-развитие действия-кульминация" и "автор глубоко и всесторонне описывает социальные проблемы общества" - этого добра всюду хватает. И в школе-университете, и в учебниках всяких, и на сайтах, и где только не. А вот насыщенные эмоциями, негативными и позитивными, мнения о книгах, от профессионалов-критиков и профессионалов-писателей - редкость. Да, лекции Набокова - личные, субъективные, эмоциональные, предвзятые. Но в том их главная прелесть, изюминка, самое замечательное в них!
Так что с Набоковым можно либо согласиться, либо нет. Либо серединка на половинку. Мне вот, например, как и в "Лекциях по зарубежной литературе", не близок и даже непонятен его взгляд на литературу как искусство, в первую очередь, слова, а не смысла, языка, а не идей. Набоков почти отрицает идеи, называя их морализаторством, нравоучением и проч. Безусловно, язык в произведении литературы важен, как и краски в живописи, ноты в музыке, и писатель должен быть художником слова, мастерски владеть языком... но ведь язык - лишь форма. И если красивым языком написать не пойми что и не пойми зачем - разве это по-прежнему будет Литература? Между языком и смыслом должен сохраняться баланс. И, на мой взгляд, если без хорошего слога история как-то может быть, то без идеи, без смысла, без внутренней души даже самая блестяще написанная вещь - пустота. Набоков думает иначе.
Горького я не читала, ничего не могу сказать. А кое-что в претензиях Набокова к Достоевскому мне как раз очень близко: я тоже замечала за ним нарочитость, напыщенность, лишнюю сентиментальность чувств и образов, как будто он нарочно их выпячивает, делая чересчур добродетельными - как порой у Диккенса бывает. Хотя чаше не добродетельными, а, наоборот, истеричными, заплутавшими, мрачными и утонувшими во мраке. С этим согласна, а вот о достоинствах Ф.М. Набоков не говорит почти ничего, и это странно.
Не разделяю его глубокой любви к Толстому и восхищения Анной Карениной - как самой героиней, так и романом в целом. А вот Чехова он любит так же, как я, трепетно, сильно, за то же, что и я - за особенные образы, предельно концентрированные мысли-идеи и замечательный язык. Порадовалась упоминанию Станиславского и Московского Художественного Театра.
Но больше всего, честно говоря, в тупик меня поставили размышления Набокова о Гоголе. Почти не помню "Мёртвые души", но... Чичиков - посланник ада? Это какой-то очень новый и пока ещё не совсем понятный мне угол зрения, чтобы понять, нужно Гоголя перечитать, может, так оно и есть на самом деле. Но мрачные, запутанные, нечеловеческие лабиринты "Шинели", этой маленькой истории? Опять же, а кто знает, может, оно и так, и я увижу это, если перечитаю, но в таком случае Гоголь - точно не мой автор. Не прониклась я этими блужданиями души нашей в нереальной тьме.
А Набоков, кажется, именно что-то такое в литературе и любит. Не зря ему близок приём "потока сознания" - чем страннее и запутаннее, чем безумней и дальше от жизни мир героя, тем герой Набокову ближе. Именно такое сложилось впечатление от глав, посвящённых Гоголю.
Наверное, не во всём мы с Набоковым одинаково смотрим на литературу, но этот человек как критик и как писатель интересует меня всё больше. Срочно надо читать другие его романы - а ведь они у него есть, не одна "Лолита", с которой он прочно ассоциируется.

@темы: книги

20:54 

о религиозном фанатизме

carpe diem
Наткнулась на просторах дайри на пост фанатично верующего человека. Человек нападал на теорию эволюции Дарвина, называя её ненаучной, глупой, пропагандирующей насилие (!), а Библию - сводом истин и знаний обо всём на свете: история, психология, мораль, семейное право... Все, кто верят Дарвину, а не Библии - это зашоренные, безнадёжно отставшие в развитии люди, которые изобретают велосипед (теорию эволюции), в то время как уже изобретён самолёт (сотворение мира Богом). Вера в теорию эволюции и опора на разум вызваны исключительно жаждой обогащения, эгоизмом, желанием захапать себе побольше, неумением любить и сопереживать, все атеисты - твари и моральные уроды, которые свернули с пути истинного, ушли от светлых, чистых идеалов христианства. А идеалы - в Библии. Библия - безусловно правдивый, точный, исторически верный документ, ну и путеводитель по нравственности. конечно, тоже.
Я атеистка и не скрываю этого. Более того, мой атеизм - яростный атеизм, я не понимаю религии и веры в Бога-творца, жизни по заповедям, молитв, постов и прочего. Но свою точку зрения верующим людям я не навязываю. Пускай верят, если им так больше нравится, каждый сам выбирает, во что верить. Не только с верой так - со всем на свете. Я спокойно отношусь к иным мнениям и не спорю. Но. Каждое мнение, на мой взгляд, должно быть обоснованным. Веришь в Бога? Объясни, почему. Считаешь теорию эволюции ненаучной? Объясни, почему. Атеисты - твари и уроды? Объясни, почему. Доказательно. С аргументами и примерами. Если у человека есть твёрдые, осмысленные взгляды, обосновать их ему не составит никакого труда.
Товарищ в диалог вступать не захотел. А ведь это была моя первая попытка всерьёз поговорить с верующим о его вере. Я задала вопросы из категории "почему?", но не дождалась ответов. Товарищ в своём посте напирал на то, что вероятность появления Вселенной, и жизни на нашей планеты в том числе, "по случайному совпадению", как говорит теория эволюции, - бред, но не смог ответить на вопрос: неужто вероятность пяовления такого мудрого и всемогущего разума, как Бог, выше? И на вопрос: если Бог создал мир, кто же создал самого Бога? Мало того - мой комментарий товарищ удалил с припиской: "Атеизм - это отрицание уже существующего. почему-то всегда очень просто что-то разрушить и перечеркнуть, а создать слабо? смахивает на нигилизм. на редкость инфантильное поведение".
Понимаете? Жить, веря в себя и свои силы, в людей и Человека как такового, в творческий потенциал, в возможности и шансы, в жизнь саму по себе - это инфантильное поведение. Не унижать себя, не растрачивать время в попытках вымолить прощение у какого-то существа на небе, не перекладывать ответственность за себя и своё счастье на Бога, не давать какому-то якобы реальному высшему Разуму решать, как тебе жить, - это инфантильное поведение. Не наоборот. Именно атеисты - инфантильные, слабые, глупые, начисто лишённые совести и моральных принципов люди.

@темы: мысли вслух, индивидуализм, атеизм

23:49 

carpe diem
И снова о том же. Стереотипы.
Пока дежурили, коллега рассказывала о своей дочке, которая не хочет замуж и ребёнка, а ей уже, страшное дело, тридцать лет. Спрашивала (не у меня, у другой коллеги), как вразумить заблудшее создание, как донести, что время тикает и пора подумать о семье: девушка живёт одна, работает искусствоведом, путешествует по миру и ни в какую не хочет отношений с парнями и детей, кошмар какой!
Я слушала и восхищалась этой девушкой. При таких взглядах матери она всё равно живёт так, как ей нравится, и не слушает "советов".
Потом коллега перешла ко мне. Начала спрашивать, а есть ли у меня парень, а есть ли у этого парня квартира, а скоро ли я собираюсь замуж и рожать. Я покивала, поулыбалась и ничего толком не ответила, потому что... ну как ответить? Как с такими людьми говорить? Они же не просто живут своими идеалами (в этом случае - стереотипами о женщинах), в их мире просто нет идеалов других. Им нельзя сказать "я не хочу детей" - потому что начнётся крик, а скорее всего назидательный разговор в духе "ты просто ещё молодая, не понимаешь, подумай о тех, кто хочет детей, но не может..." Им не объяснишь, что "не хочу детей" - не каприз, а вполне осознанное желание - на период "сейчас", а может, и на всю жизнь. Нет, у них в голове есть чёткий стереотип "рожать до двадцати пяти", и ничего с этим не сделаешь. Лучше смолчать и сменить тему разговора.
В такие моменты понимаю, как всё-таки сложно быть не такой. Иметь против этих стереотипных взглядов свои, другие, не похожие и, наверное, странные. Сложно сталкиваться с этой обывальщиной каждый день, слушать, как люди лезут в мою жизнь (пускай тактично, а всё-таки) и думают,что они-то, в силу возраста и "общественных норм", знают лучше. Рявкнуть на коллегу старше возрастом как-то не очень, да и не умею я, а спорить - просто бессмысленно. Вот и терплю порой такие попытки научить меня, как надо жить.

@темы: люди и я, мысли вслух

23:21 

carpe diem
Подежурила один день в нашей избирательной комиссии. Семь часов... скуки. За открепительными пришли два человека, бюллетени приехали только к вечеру и так и лежали запакованные, а я спокойно проверила контрольные и тетради, написала протокол собрания и проставила даты в программах. Даже пирожок скушать успела х)
Со мной дежурили наши секретарь и вахтёр. А ещё девушка из полиции. Оказывается, все эти бумажки к выборам - такая великая ценность, что утром, днём и ночью её охраняет полиция. К восьми часам паренёк на смену пришёл - и вот ему хорошо, сидел всю ночь в закрытой школе и делал что хотел :D
Было скучно и долго. Хотелось спать и домой.
... а потом моё участие в выборах кончилось. Слава всем богам Плоского мира! Оказывается, в августе все проходили онлайн-обучение, а меня не предупредили об этом, т.к. старая симка потерялась, а новый номер никто не знал. Без этого обучения быть членом избирательной комиссии нельзя. Председатель спрашивал, не расстроилась ли я, а у меня внутри всё отплясывало бешеную румбу :D Да я счастлива, что ко мне вернулись мои выходные, и я высплюсь, и не буду торчать в школе до ночи, и сделаю (уже начала) наконец то, что долго откладывала из-за работы, ура!
Но не могу не выразить своё негодование. Нас заставляют голосовать. Всех учителей, в приказном порядке, при том обязательно в своей школе. А я вот к другому избирательному участку приписана и открепительный взять не успела - так что теперь, на мою голову свалятся смертные кары? Не очень понятно, почему выборы стали повинностью, ведь, по идее, это свободное решение каждого - голосовать или нет... спасибо хоть не сказали, за кого именно мы должны поставить галочку.

@темы: школьные будни

20:35 

carpe diem
- Есть одна старая земная поговорка, капитан. Поговорка великой силы и мудрости, утешающая в трудные времена.
- И что за поговорка?
- Allons-y!


Какие великолепные спешлы у четвёртого сезона! Да и сам сезон... Роуз, Мастер, таймлорды, новый Доктор, я просто ревела на этих последних сериях т___т
Одиннадцатый Доктор немного сумасшедший. Или много. Бегал по ТАРДИС с таким ошалелым и счастливым видом... "Руки, ноги, нос, глаза, волосы... Я девчонка! Нет, я не девчонка... и всё ещё не рыжий!" Актёр выглядел так, словно вот НАКОНЕЦ-ТО дорвался до съёмочной площадки. "Я снимаюсь в Докторе. Я, чёрт возьми, сам Доктор! А это ТАРДИС, это ТАРДИС, ура!" Смешной такой :D
Может быть, он мне тоже понравится. Но сначала надо отойти от гибели-перерождения Десятого. Это было слишком больно.

@темы: сериалы, доктор

19:55 

выборы

carpe diem
Простите, я не могу не. Мама моего возмущения не поняла, а поныть на тяжёлую нашу долю хочется.
Ещё летом меня записали в избирательную комиссию. Ничего страшного - думала я, что там такого - думала я, ну посидим полдня, возьмём бумажки с голосами у людей и по домам разойдёмся.
На прошлой неделе узнала, что, помимо воскресенья. надо будет ещё в пятницу с часа дня до восьми вечера подежурить, на случай, если какие-то люди за открепительными (что это такое?) придут. Ладно, опять подумала я, это ничего... а сегодня узнаю, что так дежурить мне нужно не один, а два дня - четверг и пятницу, взамен заболевшего учителя. Два дня подряд.
Но и это не всё. Вдобавок узнаю, что мы работаем и в субботу, и в воскресенье! Суббота - подготовка помещений, воскресенье - сами выборы. И в воскресенье - не до обеда, как мне казалось, а целый, чёрт возьми, день. С девяти утра до девяти вечера. Двенадцать часов! И это без подсчёта голосов, при котором должны присутствовать все. Коллега говорит, в прошлом году они в двенадцать ночи разошлись.
Как? Вот как? У меня просто нет слов. Почему выборами обязаны заниматься учителя, а не специально обученные люди-волонтёры, у которых либо нет других срочных обязанностей, либо они сами захотели? Нас никто не спрашивал, хотим мы в этой комиссии сидеть или нет. И всем наплевать, что в понедельник (после двенадцатичасового рабочего дня в выходной!) нам к девяти утра на работу. Наплевать, что у нас начало года, и бумажной работы МОРЕ - учебной, а не выборной. Наплевать, что у кого-то были на вечер этих дней свои планы.
То есть выходных на этой неделе у нас просто нет. Четыре дня подряд мы занимаемся какой-то ерундистикой, которая к нашей работе отношения не имеет вообще. Когда писать конспекты уроков, проверять тетради, заполнять журналы (а завуч их требует, каждый день требует)? И как по-человечески работать, если после четырёх дней без отдыха снова работать пять дней без отдыха?
Эй, там, наверху. В школе как бы люди живые работают, а не роботы! Что Медведев говорил насчёт "школа - призвание" и "хотите денег - идите в бизнес"? Было бы очень здорово, господин Медведев, если бы на нас, с нашими школьными трудностями, не вешали ещё трудности политические :facepalm:
И даже обещание денежного бонуса за эти страдания меня, честно говоря, ничуть не утешает.

@темы: школьные будни, негодуэ

19:22 

carpe diem
12.09.2016 в 17:59
Пишет Графит:

За поворотом щурится зима,
И наступает время обнимать,
Спасаясь не от холода, но грусти.
И ждать, когда сезонная тоска,
Себе другую жертву отыскав,
Из рук обледенелых вас отпустит.
Чужое сердце слушать в темноте,
Нырять в тепло чужое, и затем
Переплетаться тесно, неделимо.
И так подслушать, напрягая слух,
Как чей-то призрак, безымянный дух,
Вас не учуяв, проплывает мимо.
И, переждав в обнимку темноту,
Шагнув за календарную черту,
Смотреть наружу новыми глазами
На новый день, встречать его вдвоем
И улыбаться: мол, переживем, -
Но что и как, не понимая сами.

URL записи

@темы: поэзия

20:04 

carpe diem
- Ты оказался лихим ветром, сэр Макс! Куда более лихим, чем я думал. А думал я о тебе не так уж плохо, можешь поверить!
- "Лихим ветром"? Почему именно "ветром", Джуффин?
- Так у нас называют людей, которые непредсказуемы. С которыми никогда не знаешь, что они выкинут в следующую секунду... Мне и нужен был такой лихой ветер, свежий ветер из другого мира. Но ты оказался настоящим ураганом, сэр Макс.
© "Чужак", Макс Фрай

Безумный мирок. Ничуть не хуже Плоского мира Пратчетта. Магия на каждом шагу - магичат ВСЕ, - сумасшедшие люди, странные костюмы и загадочные происшествия... Джуффин - обаятельный старый чертяка, сэр Макс - чудо в перьях и лихой ветер, вот уж точно, да и остальные сотрудники Тайного Сыска один другого невероятней.
Большое спасибо тем замечательным людям, которые таки убедили меня читать Фрая :heart: Он великолепен. То, что нужно сейчас.

@темы: цитаты, книги

18:43 

carpe diem
Однажды каким-то летом брат подсадил меня на Bad comedian. Он же потом подсадил на Bad room. И спасибо ему за это большое!
Начинала смотреть и Снейлкика, и Евгена смеха ради - весело, задорно, насмешечка в адрес глупых/неадекватных вещей. А теперь понимаю - не просто насмешечка, не просто прикольная штука, чтобы скрасить досуг, нет, они оба делают чертовски важное дело. Делают, несмотря на гору не самых приятных последствий, - наверняка же на них после каждого выпуска сваливается тонна криков, грязи, мата, недовольства, в случае Снейла - просто от пользователей интернета, а в случае Евгена... мне кажется, он получает всякого рода шпильки и от режиссёров-сценаристов-актёров нашего дивного российского кино. И ничего. Терпят. Всё равно делают то, что считают нужным делать. А по мне, нашему миру категорически необходима такая вот доза здравомыслия и адекватности.
По-моему, раньше выпуски обоих Bad были как-то... менее серьёзными, что ли. На посмеяться. У Снейла уж точно - он и голоском этим своим говорит, и вышучивает постоянно, и стебёт, и прикалывается, и всё такое. А вот последний Bad room - что-то совсем другое. Кажется, Снейл устал. Вот просто устал от засилья психов на просторах сети, тупых видео и людей, которые эти видео смотрят, лайкают и всячески защищают. Я не житель ютуба, хожу туда разве что за летсплеями, но Bad room смотрю - именно для того, чтобы в полной мере оценить, каковы легионы и легионы неадекватов: они заматывают себя в изоленту, мажут лицо клеем, вещают на весь интернет о своих секс-похождениях, учат женщин, как спать за деньги и т.д и т.п. Смотрю и просто поражаюсь. Не тому, что такие люди есть, ладно, куда ж без них, - а тому, что их кто-то реально смотрит, кому-то они нравятся, кто-то их слушает и... восхищается ими?
А самое жуткое - не парень с изолентой и клеем, а вот такие, как Юлия Печерская и Ася Сайт, потому что они-то не дурака валяют, не сходят публично с ума, не идиотничают, а на полном серьёзе делают то, что делают.
Прекрасно понимаю Снейлкика - любой бы отчаялся, на таких глядя. А ведь их много, ОЧЕНЬ много, недаром у бэдрума больше восьмидесяти выпусков.
Обзоры Bad comedian тоже стали как-то серьёзнее. Евген уже не просто высмеивает тупые фильмы, он подробно и осмысленно объясняет, почему они тупые, почему такое кино - деградация, а не прогресс и тем более не искусство. Евген злой и мрачный в своих выпусках, и его я тоже отлично понимаю. Время идёт, а тупость и бессмысленность не кончаются.
Здорово, правда, что есть такие Евген и Снейлкик. Разумным людям их правота очевидна - но вдруг и те самые безумные киноделы/альфа-самки/психи с ютуба/девушки с публичной сексуальной жизнью/etc тоже, не знаю, прозреют, задумаются на минутку?
Всё-таки нужна смелость, чтобы открыто говорить о таких вещах. Спасибо, Евген и Снейл. И продолжайте в том же духе.

@темы: мысли вслух, торжество абсурда

19:25 

мысли об "Идиоте"

carpe diem
С Достоевским всегда было сложно. Но "Преступление и наказание" помог мне понять в колледже наш чудесный И. Г.: разложил по полочкам все смыслы, характеры, между_строк, тему двойников, преступления черты, искупления, покаяния и т.д. Сейчас И. Г. рядом нет, а "Идиот" оказался гораздо труднее и, видимо, глубже, чем история Раскольникова. Говорю "видимо", потому что поняла не всё, а многое из того, что поняла, надо осмысливать ещё и ещё раз. Критику почитаю. А пока - немного размышлений вместо нормального отзыва, не могу я отзыв.
"Идиот" правда очень запутанный. Я внимательно читаю книги, классику особенно, и привыкла в конце концов понимать, что к чему. Привыкла, что автор, а классик тем более, влезает в шкуру своего персонажа и во всех подробностях описывает, что чувствовал этот человек, почему совершил то, а не другое. И с князем Мышкиным более-менее так, хотя он намного больше вопросов оставляет, чем Раскольников. Но ведь там ещё другие образы-столпы есть - Рогожин, Аглая, Настасья Филлиповна. И с ними ясности... мало. Катастрофически мало. Можно обдумывать, строить предположения, но, кажется, Достоевский именно того и хотел - пути души человеческой неисповедимы, Другого мы целиком и полностью никогда не поймём... Не знаю. Может, если я когда-нибудь перечитаю "Идиота" ещё раз - пойму больше.
Из всех четырёх столпов мне чисто по-человечески понравилась Аглая. Только она. Даже не князь Мышкин. Ведь он, конечно, добрый и светлый, прямой и доверчивый, как ребёнок, эти качества в нём подкупают, но и такта в нём, хотя думается наоборот, очень мало, чуткости, что ли, понимания, умения на самом деле помочь человеку и сделать его счастливым... Он любил Аглаю. Несомненно. Но этой же любовью сделал ей хуже. Он не разобрался толком в себе, хотя никак не мог не знать - ситуация выбора между Аглаей и Настасьей Филипповной наступит обязательно. Хорошо, пусть он не был способен оставить эту бедную женщину, которую жалел, он должен был хотя бы заранее поговорить с Аглаей, объяснить ей это - ведь Аглая-то думала, что Настасья Филипповна его любовница, не только она, многие так думали. Почему же он не позаботился о чувствах любимой женщины?
Не одно это смущает в князе. Думаю, правы некоторые люди, когда говорят, что душевная чистота Мышкина происходит в основном из-за отсутствия опыта. Он не жил в обществе, да и просто в России, он видел вокруг себя много лет других людей, совсем других, да и контактировал с ними не так уж часто. Он не был, как Аглая, поставлен в условия жадного, глупого, бездушного света, - а ведь она смогла и там сохранить в себе человека, добрый, честный, пускай и немного истеричный характер. Даже Настасья Филипповна более настоящая, живая и сделавшая себя в этом смысле - она честность свою перед собой завоёвывала, она боролась за себя в ужасных условиях. Князь же просто не знал этих условий. А кто знает, что было бы с ними, живи он в свете с самого начала? Да и болезнь чисто физически делает его более мягким, добросердечным, чутким и внимательным к людям.
То есть образ это хороший, приятный, достойный, но - не очень вызывающий уважение и восхищение. Настоящие уважение и восхищение. Потому что князь Мышкин князем Мышкиным не сам стал, он не сам себя сделал.
Что касается Аглаи - не понимаю, почему её обвиняют в гордыне, жестокости, нечуткости, нежелании понять чувства князя. Князь-то её чувства понять хотел? Это эгоизм, да. Самый нормальный и здоровый эгоизм - желать, чтобы любимый человек любил одну тебя и был с одной тобой. Отношение князя к Настасье Филипповне, истинное отношение, только ему и было известно, Аглая не понимала до конца, мучилась, злилась, ревновала - имея веский повод.
А к Настасье Филлиповне я относилась по-разному, долго не могла её понять и принять, почти готова была разочароваться в ней, но... в конце она всё-таки оказалась честна. Поняла, осознала, что князь её не любил и не полюбит, что он её просто жалеет, а жалость, даже самая искренняя, вовсе не любовь. Она ушла к Рогожину потому, что не могла погубить собой и этим навязанным браком такого светлого и великодушного человека. как Мышкин... но, как ни горько, именно Мышкин и был её последней надеждой. Без него она всё равно умерла бы. Не от руки Рогожина, от своей, или просто захирела бы, или сбежала бы ещё к кому-то, мыкалась бы по свету в поисках неизвестно чего и в ненависти, в презрении к себе... но не стала бы счастливой. По всему получается, что для неё смерть - самый лучший выход.
Немного удивило спокойное принятие князем того, что Рогожин убил Настасью Филипповну. Может, князь лучше меня понимал глубину и безумие чувств Рогожина - а такие чувства, оставшись без ответа, не могли просто успокоиться?.. здесь что-то вроде "не доставайся же ты никому" из "Бесприданницы"?..
Сложно понять. Почти все они тут безумцы. И генерал с его выдуманными историями о прошлом, и Настасья Филипповна с дикими выходками и сценами, и Аглая со стремительными переменами настроения, и Рогожин со своей влюблённостью... Сумасшедшие. Они все, хотя только Мышкина называют сумасшедшим. И среди этих всплесков чувств, порывов, истерик непросто разобраться, в чём же суть. Честно, я очень надеюсь, что такого в моей жизни не будет никогда. Этой истеричности. Балансирования на грани. Скачков между чувствами и настроениями, диких поступков. Ситуаций, когда любимые люди, любя сильно и по-настоящему, мучают друг друга, молчат, а если говорят, то совсем не те слова, чувствуют одно, а делают другое, сто раз на дню делают разное, режут по самому больному, высмеивают, ранят... таких больных отношений и характеров я не понимаю, то есть понимаю, конечно, что бывает так, но мне это всё глубоко чуждо.
Кажется, в "Идиоте" Достоевский совсем потерял свою веру в людей и любовь. Нормальной любви тут вовсе нет, хороших людей мало, а те, что имеются, в конце концов не выдерживают в противостоянии со злым миром. Очень тёмный, злой, безумный, безнадёжный мир. Я теперь понимаю, почему Рэнд так не любила Достоевского - он настоящий певец отчаяния и мрака. И, видимо, всё-таки не совсем мой писатель. Я вижу мир иначе, светлее, я больше верю в мир и человека.

@темы: книги, мысли вслух

22:10 

carpe diem
За что я люблю (или не очень люблю, пока не разобралась :D) свою работу. За непредсказуемость. Приходишь такой утром в школу, в святой уверенности, что все срочные бумаги ты уже сдал, а до несрочных время пока есть. Значит, сегодня тебе нужно только детей учить, и всё. Святая уверенность и радость держатся до конца первого урока. Потом тебя ловит завуч и говорит: а вот вам бумажка, заполните до конца дня, а ещё программы внеурочки сегодня сдать не забудьте, а вот это сдать надо было ВЧЕРА, а это с прошлого года хвост, ах да, и ещё журнал на все предметы заполнить нужно, и тоже сегодня. И радость быстро улетучивается. Сидишь погребённый горами бумаг и не знаешь, за что хвататься-то. Ох уж это начало года. Журналы, программы, заявления, личные дела, питание-проезд-продлёнка... и всё СРОЧНО. Завуч нам целый список выдал, что-куда-когда, и там чуть не каждый день чего-то сдавать. Ну и планёрки в восемь утра - тоже весёлая штука. И где-то среди этого всего нужно умудряться писать конспекты уроков, готовить материалы к этим урокам и заниматься детьми.

@темы: школьные будни

22:18 

carpe diem
Ох уж эти гендерные стереотипы. Даже в моём любимом журнале Psychologies - журнале хорошем, умном - часто встречается что-то в духе "каждая женщина обязательно..." или "все женщины непременно...". При том это позиционируется как истина, обобщение, именно ВСЕ женщины, а не "какие-то из" или "большинство". Да, я согласна, что Бриджит Джонс для многих женщин - близкая и правда "культовая" героиня, они узнают в ней себя: в бесконечных диетах, влюблённости в левых мужчин, желании иметь детей, наличии любовника, а то и двух и незнании, от кого залетела, в женских тараканах, болтовне с подружками по телефону на тему "а он чё, а она чё", муках "нечего надеть" и т.д. и т.п. Пускай так. Такие женщины-девушки бывают, их очень много, я их видела и с ними говорила. Как есть и типичные мужчины: одержимость спортом, пиво на диване после работы, полигамия, измены-измены-измены, любовь к красивым ножкам и большой груди, желание, чтобы женщина их интриговала, удивляла в постели, играла с ними и проч., неумение понять свою женщину, тупая нечуткость и т.д. и т.п. Таких тоже видела.
Но. Есть совершенно атипичные мужчины и женщины, девушки и парни, девочки и мальчики. Не вписываются в "женскую" и "мужскую" психологию. Не просто поведением отличаются - например, девушка не любит готовить, а любит разбирать-собирать компьютеры, парень не любит выпивать с друзьями в баре, а играет на скрипке и читает романтиков. Мыслят они иначе. И никак не выйдет их понять с помощью стереотипных схем. Меня, если честно, очень бесят эти списки вроде "проблемы каждой девушки" или "странности женской логики", и особенно то, что в такое верят и парни, и большинство девушек, даже тех, которые с претензией на оригинальность, самостоятельность. Они думают, что такой вот и должна быть девушка - не выходить из дома без макияжа, часами выбирать шмотки в магазинах, болтать с подружками о парнях, быть слабой и трепетной ланью со своим парнем... Но девушка такой НЕ должна быть. Девушки такими просто БЫВАЮТ, пусть и подавляющее большинство, но не все. Девушки могут быть разными, парни могут быть разными. Потому что прежде всего нужно быть человеком, а не мужчиной/женщиной.
И понимать нужно - если вы не имеете дела именно с типичными мужчинами-женщинами - человека. Тоже не абстрактно - этого конкретного человека рядом с тобой, человека, с которым ты общаешься, дружишь, которого любишь. Он - особенный. У него могут быть вообще нехарактерные для пола черты. Он реагирует в разных ситуациях не как девушка или парень, а как Человек, как он сам, как Никита, Петя, Маша... Его реакции могут в корне отличаться от реакций другого человека того же пола и возраста, того же характера, тех же вкусов и предпочтений. Потому что все мы (исключая типичные случаи, да) - особенные, все мы - это мы, а не абстрактная женщина, абстрактный мужчина.
И попытки применить гендерные стереотипы к своим близким людям чреваты полной потерей понимания. Потерей шанса понять этого человека. Ведь чтобы его понять, надо думать о нём как о человеке, личности - что именно он любит или терпеть не может, что было у него в прошлом, как он смотрит на мир. Я вот обсуждала свои проблемы в общении с парнями с разными людьми и в ответ часто слышала: "Ой, для парней это обычно" или "Все парни так себя ведут". Неправда, не все. И левый знакомый не сможет понять причин поступков твоего близкого человека - только ты сам, ведь ты имел с ним дело, ты его знаешь.
Ну а больше всего раздражают стереотипы о гендерных ролях. Мужчина - добытчик, женщина рожает детей, готовит и хранит семейный очаг. Идеал семьи именно таков. При чём даже в однополых отношениях бывает распределение ролей - один партнёр сильный и ведущий, второй слабый и ведомый, как будто без этого нельзя жить и любить, как будто равенство в паре - это ужас-ужас и миф. Как будто нельзя, чтобы оба партнёра были и сильными, и самостоятельными. С тех пор, как я всерьёз задумалась о каких-то долгих отношениях и семье, меня эти стереотипы ужасают и отталкивают. Не знаю, кто в конце концов станет моим спутником жизни, но я совсем не хочу прописаться на кухне и оказаться привязанной к детям-хозяйству-дому. И "типичный муж" - тоже не для меня. Я за равенство. Когда двое меняются этими "ролями", если им так захотелось, когда живут по своим, личным правилам - например, не заводят детей, а колесят по миру, оба занимаются любимым делом, а не муж на работе-жена на кухне, а то и вовсе не имеют постоянных занятий. Когда сегодня готовит он, завтра она, а в какой-то вечер они просто идут в кафе. Когда мужчина не требует от женщины подчинения и намеренного унижения себя, притворства, игры в трепетную лань, когда женщина не требует от мужчины быть альфа-самцом, не взваливает на его плечи все проблемы. Когда не "парень должен звонить первым". Когда трудности решают сообща, а не по типу распределения ролей. Когда о ребёнке заботится не одна мама, а оба родителя.
Так сложнее, конечно. И бывает реже. Но так и во много-много раз интереснее. Среди моих близких - именно близких - нет типичных людей, стереотипных парней-девушек, и, надеюсь, никогда не будет. Я сама далеко не типичная девушка - не крашусь, не предпочитаю юбки-платья всей другой одежде. не сижу на диете, не озабочена до безумия своей внешностью, не истерю на пустом месте и проч. - и пока мне везло на людей, в частности мужского пола, которые принимали меня такой и не пытались переделать под какие-то стереотипы о девушках. Пускай так и дальше будет.

@темы: люди и я, мысли вслух

21:43 

carpe diem
"Для меня самое главное - не переставать удивляться. Перед отходом ко сну я непременно даю себе наказ с утра пораньше обнаружить что-нибудь удивительное" (с) Рэй Брэдбери

@темы: цитаты

15:12 

"Лето, прощай", Рэй Брэдбери

carpe diem
Война детей и стариков. Потому что дети не хотят взрослеть, а старики - воплощение Времени, Старости, увядания и умирания... Они, а ещё часы на городской башне - ведь этот жестокий механизм отсчитывает минуты, руководят жизнью: встань, оденься, иди в школу, обедай, ложись спать... умирай... Война детей со Временем, неумолимым и беспощадным. Люди умирают. Это закон природы. Но повзрослевший Дуглас Сполдинг, его брат Том, его друзья - они не хотят умирать. Они намерены изменить мироздание, которое велит всем стареть и болеть, а жизни - кончаться. Нет, им нужна вечная жизнь!
Я прощалась с летом с помощью этого романа, но не сказала бы, что он светлый и добрый, сияющий и солнечный, как "Вино из одуванчиков". Он печальный. И очень взрослый. Мечта о вечной юности - такая детская и наивная, но так близка мне, так глубоко трогает что-то внутри, и хочется тоже объявить войну Времени, как эти дети-подростки, хочется кричать во всё горло "Я не хочу взрослеть, я хочу жить вечно!" Жить вечно - в детстве, в ту волшебную пору, когда весь мир вокруг удивительный и прекрасный, на каждом шагу - открытие, каждая мелочь - чудо. У взрослых скучная жизнь. А старики так и вовсе пытаются погубить молодых, украсть их свободу и счастье, сделать их такими же унылыми и скучными, как они сами...
Но каждый старик был когда-то мальчиком. И в этих мальчишках, неукротимых, весёлых, глупых, по-детски жестоких, свободных каждый старик видит себя. И даже мальчишки в конце концов видят что-то - и война теряет всякий смысл. Зачем война, если можно сесть на веранде в мягких сумерках и поговорить, задать старикам вопросы о вечности, о сокровенных тайнах жизни, о самом важном и нужном... задать и слушать, затаив дыхание, ведь эти скучные и злые старики на самом деле очень много знают. И могут поделиться мудростью.
Гринтаун, город солнца и лета, изменился. Всё в нём меняется - люди умирают, часы на башне бьют, осень сменяет лето, дети растут... так и должно быть. Жизнь - это движение вперёд. Нельзя жить вечно, все мы умрём когда-нибудь, но можно превратить свою невечную жизнь во что-то искристое и наполненное смыслом - невероятное.

@темы: книги, любимые авторы

20:55 

carpe diem
Под гитарный жесткий рок, который так любил,
На Харлее он домчать нас мог до небес и звезд любых.
Но он исчез и никто не знал,
Куда теперь мчит его байк...
Один бродяга нам сказал,
Что он отправился в рай.

@темы: музыка

18:29 

carpe diem
В классе стоит огромное ведро с цветами. Три букета взяла домой, ещё тортик и конфетки, а на столе появилась сова "вечный календарь" :3
Дети солнышки и зайки, кричат "Мы хотим учиться!" и сверкают глазами в предвкушении настоящих оценок :D К нам пришёл ещё один новый мальчик - теперь их аж девять, - внезапно на линейке "Здравствуйте, мы новенькие", а я и не в курсе. Снова двадцать шесть человек. Спокойно провели классный час на тему Петербурга и разошлись.
В соседнем кабинете теперь первый класс, новый учитель, а эта милая девушка именно учителем первый год работает. Она старше меня, но я вроде как знаю больше и могу называться старшим товарищем :3 Поболтали о тяжёлом процессе вливания в работу-класс-коллектив, и так хорошо, наконец-то я не буду в изоляции - вся началка на втором этаже, только мой класс на первом, так и жили целый год, теперь намного лучше! И как-то даже приятно давать советы и рассказывать про свой опыт, пусть и скромный :3
Осень. Холодно и пахнет листьями. На осень большие планы. Особенно активным получится ноябрь - и фильмы долгожданные, и детское Евровидение, и концерт поэтов... Перспектива второго класса немножко пугает, всё-таки и программа сложнее, и оценки эти, но я должна быть в этом году решительнее, активнее и увереннее, чем в прошлом. Я же могу, если захочу.

@темы: школьные будни

12:33 

carpe diem
На выходных были с братом в кино. Хотели на ужастик, но в единственном зале с ним какие-то неполадки, так что брат потащил второй раз на "Тайную жизнь домашних животных" и на "Механика". Ох уж эти боевики! Все обязательные пункты на месте - и непобедимость-неубиваемость главного героя, и случайная девушка-жертва_которую_надо_спасти, и любовь за три дня_но_конечно_же_вечная_прекрасная... но было ещё кое-что, необычное, что мне очень-очень понравилось. Этот главный герой почти без проблем побеждает всех злодеев. Но не потому, что так захотели сценаристы, и не потому, что он самый сильный-крутой... он самый умный, вот в чём дело. Все прочие злодеи фильма, даже Главный - просто злодеи, они убивают, грабят и наслаждаются своим злодейством, а ГГ думает. Просчитывает ходы. Изобретает всякие хитрые планы. Умеет использовать то, что под рукой, для этих планов. И в итоге выкручивается из всех жутких ситуаций - благодаря себе и своим усилиям, а не случаю.

Кончился отпуск. Сегодня нам дали выходной - морально подготовиться к первому сентября. Не хочу работать! Отвыкла совсем - писала конспекты к первым урокам, забыла, как это делается, гадала, как же мне всё это детям объяснять и знают ли они то, что должны знать ко второму классу. Наверняка ж после лета как чистые листочки придут!
В классе новая девочка. А моя самая любимая девчушка переезжает в другой район! Её мама вчера приходила, обнимала меня и плакала - правда плакала, говоря, что привыкла и к школе, и ко мне, и что ребёнок расстроился, не хочет к другому учителю... Так трогательно и приятно. И грустно - мне ведь тоже очень нравился и ребёнок, и его родители, славные они, а теперь их не будет т__т
Много новых учителей у нас. На моём этаже наконец-то ещё один класс начальной школы появился - не одиноко будет мне и детям. На педсовете на наши бедные головы тут же свалилась куча "надо" - и журналы напиши, и списки составь, и программы придумай, и чего только не, и всё в первые недели сентября, даже проверка накопляемости оценок почти сразу. Не представляю, как буду ставить своим мелким оценки. Они, конечно, мечтали о них чуть не с начала первого класса, но всё-таки... это ж слёзы начнутся, вопросы родителей, четвертные, годовые... ааа, какой ужас!

Лето кончилось слишком быстро. Слишком.

@темы: кино, школьные будни

08:35 

carpe diem
30.08.2016 в 01:56
Пишет Никки смотрит на гусар:

Начинаю поиски работы с дайри-платформы)

Предлагаю свои услуги в качестве:

1) ПЕРЕВОДЧИКА С ФРАНЦУЗСКОГО
— знаю язык на уровне носителя (документально подтверждено);
— могу переводить тексты любой сложности — от детской и подростковой литературы до классики и научных исследований;
— знаю тонкости деловой переписки;
— быстрые сроки выполнения
— оплата договорная.

2) РЕПЕТИТОРА ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ
— см.выше пункт про знание языка;
— контактность, предельная вежливость, пунктуальность;
— индивидуальный подход к каждому.
Я могу работать с новичками:
— научу с нуля основам чтения, письма, грамматики;
— научу говорить на определенные блоки тем.
Я окажу помощь тем, кому нужен французский для работы:
— дам основы деловой переписки (лексика, общепринятые выражения, оформление обычных писем и e-mail и т.д.)
Я:
подготовлю к ЕГЭ по-французскому — пристальное внимание уделю аудированию и письменной части.
Оплата: 400 рублей за 90 минут. Возможен Skype (живу в Ростове-на-Дону).

Связь — сначала u-mail.
ПРОШУ МАКСИМАЛЬНОГО ПЕРЕПОСТА

URL записи

19:03 

carpe diem
Книги Хайека и Рэнд научили меня понимать слова на «изм» и почти свободно пользоваться ими. И даже немного (пока немного) разбираться в экономике-политике - во всяком случае, теперь я хоть в общих чертах представляю, как это работает.
Вот и заметила кое-что. Есть прямая связь между индивидуализмом, атеизмом и либерализмом. Когда ты хочешь жить свободно, по-своему, когда несёшь ответственность за себя и свою жизнь сам – ты не можешь верить в Бога. Не истина, разумеется, но для меня это очевидно. Разве человек, который считает себя личностью, всегда сам делает выбор, строит свою жизнь по своим личным взглядам, сам решает, мыслит, делает… разве может он верить, что на небе есть какой-то сверхразум, который предопределил весь его путь? Разве может он верить, что дело не в личных усилиях, не в решениях, поступках, мыслях, а в воле некоего высшего сознания? Разве может он молиться кому-то, кроме Человека, личности, разума, разве может полагаться на что-то кроме них, жертвовать чем-то своим, личным, ценным ради неизвестного божества, чьё существование даже не доказано? Разум исключает бога-творца, мне кажется, а индивидуализм – тем более.
А если человек – личность, не позволяет руководить собой никому, даже Богу, уж точно он не позволит это государству и другим людям. Он не может хотеть единения со всеми людьми, с обществом, хотеть отдавать своё – время, силы, труды – во имя «общего блага». Он захочет сам распоряжаться и своими деньгами, и своим временем, и в целом собой – любить что угодно, жить где угодно, говорить что угодно. Тоталитаризм и коллективизм явно не для такого человека. Значит, он выберет либеральную форму правления, когда государство минимально вмешивается в жизнь людей.
Честно сказать, я не верю в индивидуалистов-верующих или в индивидуалистов-коллективистов. Понятия во втором случае безусловно противоречат друг другу, а вера… по-моему, индивидуалист верит только в себя, в том смысле, что жизнь свою строит сам, своими силами, и не приписывает свои личные достижения какому-то Богу. Индивидуалист может вдобавок верить во что угодно: в розовых пони или в египетских богов, в жизнь на других планетах или в магию, но никогда и ни за что он не отдаст право руководить своей жизнью кому-то или чему-то другому.

@темы: атеизм, индивидуализм, мысли вслух

21:23 

carpe diem
Не могу сдержаться.
В "Докторе" было много замечательных серий, но эти две про Ривер Сонг... просто АААА!!!1 Столько вопросов! Как они с Доктором познакомились? Почему он стал доверять ей так, что даже своё настоящее имя сказал? Что там у него дальше, в будущем, куда денется Донна (только не умирай, Донна Ноубл, нет!), как теперь Ривер будет жить в этом "новом мире"... Меня разрывает на кусочки от любопытства!

@темы: доктор

главная